АЛБАЗИНЦЫ
Российское посольство возникло в Китае как
первое европейское посольство. Начало его удивительным образом связано с
романтическим случаем, главным героем которого был поляк. Сибирский историк, Иоганн
Фишер («История Сибири» 1774 г. и «Путешествие в Китай Н. Спафария в 1675 г.», стр.
21), рассказывают, что атаманом Киренского острога на Лене был в 1665 году польский
или литовский авантюрист, и даже католик, по имени Никифор Черниговский. Он
имел прелестную дочку, которую в его отсутствие соблазнил илимский воевода Обухов.
Вещь весьма обычная в те времена, но... девушка утопилась, а «гордый поляк», как
называет Черниговского другой историк, И. Mосквин («Воеводы
и начальники г. Якутска и их действия», 1863 г.), узнав о причине ее
смерти, напал со своими товарищами на воеводу и убил его возле Киренска, затем сбежал
на границу Китая, восстановил разбуренную местными жителями крепость Aлбазин на
Амуре и начал побивать и грабить подвластные Китаю племена. В 1688 г. китайская
армия обложила Aлбазин и взяла его штурмом, после долгого и упорного
сопротивления. Пленные, в количестве нескольких сотен, были отправлены в Пекин,
где китайский император, удивленный их небывалым мужеством и воинственной внешностью,
приказал зачислить в свою личную гвардию. Поселили их в северо-восточной
окраине маньчжурского города. Aлбазинцы приняли одновременно обычаи, язык и цивилизацию
китайскую, а через браки с китайскими женщинами даже и сходство с окружающим
людом. В числе пленных, также прибыл вместе с ними православный поп, и они
остались христианами. В 1715 г. богдыхан обратился к российскому правительству
с просьбой отправить священника для православных подданных его гвардии. С этого
момента, с начала 20 лет, а затем каждые 10 лет, был отправляем в Пекин с особым
послом архимандрит, священник вместе с клиром. О. Ковалевский, знаменитый синолог,
друг Мицкевича, совершил путешествие в Китай именно с таким посольством. Пекин
был в то время еще закрыт для европейцев, но Ковалевский для знаний своих и
работы над китайским языком принят был в корпорацию китайских ученых, наделен
был дипломом мандарина высокого чина. История албазинцев является одним из
многих примеров существующей в Китае толерантности. Там сотни сект и концессий.
Каждый молится кому хочет и как хочет, ни перед кем не отчитываясь. Резня
христиан имеет политический, а не религиозный характер. В любом случае, это
явление времен более поздних, когда между тем следы христианства у китайских
историков датируются VIII столетием, когда несторианство было занесено в
Поднебесную с севера и запада туранскими ордами.
В. Серошевский.
/Tygodnik
İllustrowany. Nr. 35. Warszawa. 1900. S. 694./
СПРАВКА
Вацлав Леопольдович Серошевский (Wacław Sieroszewski) род. 24 августа
1858 г. в имении Вулька-Козловская Радзиминского уезда Царства Польского
Российской империи. За участие в рабочем движении был сослан в Якутскую область, где провел 12 лет
(1880-1892). В 1895 г. Серошевский поселился в имении Святск в Гродненской губернии у Петра Гурского, а в
следующем году нанёс визит Элизе Ожешко в Гродно. В это время произошел острый
обмен мнениями на тему - годиться ли польскому писателю также писать и на
русском языке, причем Серошевский защищал право к такому двуязычному
творчеству. В Святске им также было написано несколько «сибирских» рассказов. В
конце 1890-х гг. Серошевский путешествовал по Кавказу, побывал в Японии, Корее,
Китае, на Цейлоне, в Египте и Италии. В 1914 г. Серошевский вступил в легионы Пилсудского, в
1918 г. был назначен на пост министра информации и пропаганды во Временном
правительстве Дашинского. В 1935—1938 гг. член сената Польши. В межвоенное время Серошевский был
председателем польско-китайского общества. Он разъезжал по всей Польше с
лекциями о Китае, выступая на них страстным сторонником польско-китайского
сближения. Так, 26 апреля 1926 года Вацлав Серошевский читал в брестском театре
Сарвера лекцию «Польша в Маньчжурии», которая иллюстрировалась многочисленными
фотоснимками. Интересно содержание этой лекции: Варшава
или Рига. Опасности и удовольствия поездки через Россию и Урал. Сибирские
станции. Путь 5-й польской дивизии Колчака. Золото и чехи. Иркутск. Вокруг
Байкала. Станция Маньчжурия. Страна Маньчжурия. Харбин. Мукден. Лаоян.
Порт-Артур. Дальний. Судьбы поляков в Маньчжурии во время мировой войны и
революции. Теперешнее положение, что делать? Поляки китайские подданные.
Китайский рынок открыт для Польши. Генерал Чанг-Тео-Лин - друг поляков. Как
Китай искал Польшу. Скончался Вацлав
Серошевский 20 апреля 1945 г. от пневмонии в больнице городка Пясечно недалеко
от Варшавы и был похоронен на местном кладбище, а в 1949 г. был перезахоронен
на кладбище Повонзки в Варшаве.
Анэта Жубар,
Койданава.
P. S. В своей статье про
албазинцев Вацлав Серошевский использовал красивую легенду о прекрасной польке,
совращенной илимским воеводой Лаврентием Обуховым. В действительности же у
уроженца Брагинщины Никифора Черниговского дочерей не было, а жена уже не
подходила для любовных утех. Также Серошевский произвольно ссылается на приводимые
источники.