вторник, 25 октября 2016 г.

Вацлав Серошевский. Албазинцы. Койданава. "Кальвіна". 2016.


                                                                     АЛБАЗИНЦЫ
    Российское посольство возникло в Китае как первое европейское посольство. Начало его удивительным образом связано с романтическим случаем, главным героем которого был поляк. Сибирский историк, Иоганн Фишер («История Сибири» 1774 г. и «Путешествие в Китай Н. Спафария в 1675 г.», стр. 21), рассказывают, что атаманом Киренского острога на Лене был в 1665 году польский или литовский авантюрист, и даже католик, по имени Никифор Черниговский. Он имел прелестную дочку, которую в его отсутствие соблазнил илимский воевода Обухов. Вещь весьма обычная в те времена, но... девушка утопилась, а «гордый поляк», как называет Черниговского другой историк, И. Mосквин («Воеводы и начальники г. Якутска и их действия», 1863 г.), узнав о причине ее смерти, напал со своими товарищами на воеводу и убил его возле Киренска, затем сбежал на границу Китая, восстановил разбуренную местными жителями крепость Aлбазин на Амуре и начал побивать и грабить подвластные Китаю племена. В 1688 г. китайская армия обложила Aлбазин и взяла его штурмом, после долгого и упорного сопротивления. Пленные, в количестве нескольких сотен, были отправлены в Пекин, где китайский император, удивленный их небывалым мужеством и воинственной внешностью, приказал зачислить в свою личную гвардию. Поселили их в северо-восточной окраине маньчжурского города. Aлбазинцы приняли одновременно обычаи, язык и цивилизацию китайскую, а через браки с китайскими женщинами даже и сходство с окружающим людом. В числе пленных, также прибыл вместе с ними православный поп, и они остались христианами. В 1715 г. богдыхан обратился к российскому правительству с просьбой отправить священника для православных подданных его гвардии. С этого момента, с начала 20 лет, а затем каждые 10 лет, был отправляем в Пекин с особым послом архимандрит, священник вместе с клиром. О. Ковалевский, знаменитый синолог, друг Мицкевича, совершил путешествие в Китай именно с таким посольством. Пекин был в то время еще закрыт для европейцев, но Ковалевский для знаний своих и работы над китайским языком принят был в корпорацию китайских ученых, наделен был дипломом мандарина высокого чина. История албазинцев является одним из многих примеров существующей в Китае толерантности. Там сотни сект и концессий. Каждый молится кому хочет и как хочет, ни перед кем не отчитываясь. Резня христиан имеет политический, а не религиозный характер. В любом случае, это явление времен более поздних, когда между тем следы христианства у китайских историков датируются VIII столетием, когда несторианство было занесено в Поднебесную с севера и запада туранскими ордами.
    В. Серошевский.
    /Tygodnik İllustrowany. Nr. 35. Warszawa. 1900. S. 694./


                                                                           СПРАВКА


    Вацлав Леопольдович Серошевский (Wacław Sieroszewski) род. 24 августа 1858 г. в имении Вулька-Козловская Радзиминского уезда Царства Польского Российской империи. За участие в рабочем движении был сослан в Якутскую область, где провел 12 лет (1880-1892). В 1895 г. Серошевский поселился в имении Святск в Гродненской губернии у Петра Гурского, а в следующем году нанёс визит Элизе Ожешко в Гродно. В это время произошел острый обмен мнениями на тему - годиться ли польскому писателю также писать и на русском языке, причем Серошевский защищал право к такому двуязычному творчеству. В Святске им также было написано несколько «сибирских» рассказов. В конце 1890-х гг. Серошевский путешествовал по Кавказу, побывал в Японии, Корее, Китае, на Цейлоне, в Египте и Италии. В 1914 г.  Серошевский вступил в легионы Пилсудского, в 1918 г. был назначен на пост министра информации и пропаганды во Временном правительстве Дашинского. В 1935—1938 гг. член сената Польши. В межвоенное время Серошевский был председателем польско-китайского общества. Он разъезжал по всей Польше с лекциями о Китае, выступая на них страстным сторонником польско-китайского сближения. Так, 26 апреля 1926 года Вацлав Серошевский читал в брестском театре Сарвера лекцию «Польша в Маньчжурии», которая иллюстрировалась многочисленными фотоснимками. Интересно содержание этой лекции: Варшава или Рига. Опасности и удовольствия поездки через Россию и Урал. Сибирские станции. Путь 5-й польской дивизии Колчака. Золото и чехи. Иркутск. Вокруг Байкала. Станция Маньчжурия. Страна Маньчжурия. Харбин. Мукден. Лаоян. Порт-Артур. Дальний. Судьбы поляков в Маньчжурии во время мировой войны и революции. Теперешнее положение, что делать? Поляки китайские подданные. Китайский рынок открыт для Польши. Генерал Чанг-Тео-Лин - друг поляков. Как Китай искал Польшу. Скончался Вацлав Серошевский 20 апреля 1945 г. от пневмонии в больнице городка Пясечно недалеко от Варшавы и был похоронен на местном кладбище, а в 1949 г. был перезахоронен на кладбище Повонзки в Варшаве.
    Анэта Жубар,
    Койданава.
    P. S. В своей статье про албазинцев Вацлав Серошевский использовал красивую легенду о прекрасной польке, совращенной илимским воеводой Лаврентием Обуховым. В действительности же у уроженца Брагинщины Никифора Черниговского дочерей не было, а жена уже не подходила для любовных утех. Также Серошевский произвольно ссылается на приводимые источники.