воскресенье, 21 августа 2016 г.

W. Якуты. Койданава. "Кальвіна". 2016.

                                                                              ЯКУТЫ
    Сибирь, — это чистилище, через которое тысячи из нас еще при жизни вынуждены были пройти, — страшна не только бесчеловечными помыслами московского царя, вечными снегами, мышьячными шахтами, смертоносными дубинками, но и другим обществом, которое каждый несчастный изгнанник, загнанный в снежные пустыни Сибири, встречает на всем обширном пространстве, начиная от гор Урала до конца Камчатки, на котором обитают различные племена киргизов, татар, монголов — варварские племена и наполовину еще дикие.
    После последней моей поездке по реке Лене, заболевший, покалеченный, расстроенный, сильно подавленный нуждой, я добрался в середине января т. г. в Киренск, откуда, набравшись немного сил и здоровья, поспешил в дальнейший путь. Прибыв в Якутск, пустился отсюда в дальние якутские пустыни, едучи верхом на лошади во время самых сильных морозов, по восемь часов в сутки. Я уже не чувствовал своих членов, так как они были мертвы, и, когда меня ссадили с лошади, то положив меня на снег, как будто кусок льда и растирали до тех пор, пока я не смог подняться и зайти в юрту, которая для меня в это время значила больше, чем самый прекрасный дворец. Никто из европейцев не может представить себе, как выглядит юрта, т. е. жилище якута. Окна маленькие, заставленные толстым льдом, двери общие для людей и скота, такие низкие, что, чтобы не ударить голову, нужно сложиться в четверо. Интерьер юрты, украшенный по центру большим и низким камином, на котором постоянно горит яркий огонь, впрочем, темный и грязный покрывает покров это жалкое убежище человека. Якуты, почти в адамовом костюме, обседая очаг, едят молоко с сосновой корой, кобылятину, или неочищенную рыбу, которую заживо нанизывают на палку и пекут в огне. При появлении чужого человека разбегаются по углам кучкой и смотрят на него с интересом. Чтобы их освоить, дал им немного табаку, который для них является наибольшим деликатесом, они же принесли молока и сливок. Якут не отличается особой красотой, это тип монгольский, смугло-медной кожи, волос черный, как и глаза, нос маленький, плоский, рот широкий, зубы белые, как мел; ноги и руки у женщин обычно небольшие и стройные. В общем якуты крепко сложены, ловкие и проворные, хитрые и лукавые, способны к топору и ножу. Занимаются они, прежде всего, охотой и рыболовством, что составляют у них основную торговлю. Недруги воды, умываются только при помощи дождя, падающего с неба на их лица. Хлеба не знают, ни за какие деньги его не достанешь; зато рыба превосходная: стерлядь, нельма, максун, которые замерзшие отменны для еды в сыром виде; называется это строганиной. Водка для якута является благословенным напитком, подвыпивший он поет тремоландо в двух однообразных тонах. В стрельбе из ружей и луков очень они отменны, редко промахиваются в крупного зверя или птицу. Быстрые танцы совершенно у якутов неизвестны, но почтенная вереница или круг с пением, с медленным шагом вперед и назад, длится в течение нескольких часов. Цыганские грумля и тамбурина составляют весь их оркестр.
    Притчи и сказки любят якуты рассказывать и слушать выступающих, подпевая хоральным оханьем всем обществом; это происходит более тогда, когда они идут спать. Спят на оленьих конских или заячьих, шкурах, а когда приходят друзья или незнакомцы на ночь, собираясь всегда значительным скопищем в одной юрте и после долгих разговоров спят вповалку на земле усланной соломой. Их праздничный костюм состоит из меховой шапки в форме треуголки, остроконечной вверху, окаймленной на ладонь кармазиновым или пунцовым сукном, из серебряного или цветного пояса, из торбасов (torbasów) на ногах из оленьей шкуры и облегающих штанов из лосиной или коровьей шкуры. Среди этого племени я провел пару месяцев, не понимая их и ими не понимаемый. Объяснения проходили посредством пантомимы, часто причудливые. Добавить мне еще нужно, что с необычайной любознательностью присматриваются к нашим обычаям, а именно еде, одежде, убранству; становятся тогда все в круг, как на спектакле — а сундучка не открывай, потому что у вас наверняка что-то стащат и еще высмеют.
     W.
    [S. 151.]

                                                                         СПРАВКА 
    Sobótka [Собутка - гуляние накануне дня Ивана Купалы] – польскоязычный иллюстрированный беллетристическое еженедельник (tygodnik belletrystyczny ilustrowany) издававшийся в Познани в 1869-1871 годы.
    Это было время, когда Познань (Poznań) официально именовалась Позен (Posen) и была столицей Провинции Позен (Provinz Posen), государственно-территориального образования в составе Королевство Пруссия (Königreich Preußen), а также упадок польского духа после восстания 1863 года.
    Под криптонимом W. также Sobótka поместила еще несколько публикаций, в том числе Rozmaitości. Pierwotny człowiek. (1869 nr. 24, s.199-200.), но ничего связанного с якутами.
    Можно было бы предположить, что под криптонимом W. спрятался живший в Познани Альбин-Якуб Кон [Albin Jakub Konh], который родился 18 октября 1820 г. в Быдгоще (Бромберге), в Великом княжестве (герцогстве) Познанском, в еврейской семье ремесленника–шляпника, принявшего католицизм.
    По окончании учительской семинарии в 1839-1849 гг. Альбин-Кон работал сельским учителем. В 1948 г. принял участие в Познанской «Весне Народов» - Великопольском восстании 1948 года, за что был лишен права на преподавание.
    В этот же время Кон начал писать в различные издания статьи на земледельческие темы, под псевдонимами Palacz Tomasz s pod Dębca, Stefan z Bronowa, Eks Polnik, X. X., X. Z., а в 1856 г. вошел в состав редакции издания «Gazeta Warsawska». При этом нередко он писал и публиковался по-немецки.
    В период подготовки нового восстания Альбин-Якуб Кон в 1862 г. выехал в Вильно, где открыл магазин по продаже сельскохозяйственного инвентаря и семян от фирмы «A. Kohn i S. Junger», ставшим местом конспиративных встреч. Также участвовал в создании повстанческой национальной полиции, за что в 1863 г. Кон был арестован и приговорен к смертной казни, замененной 12 годами каторжных работ в Сибири. «Список политическим преступникам, лишенным по суду прав состояния, имущества коих подлежит конфискации в казну. По Виленской губернии. 274 Кон Альбин. Прусский подданный». /Хурсік В.  Трагедыя белай гвардыі. Беларускія дваране ў паўстанні 1863-1864 г. г. Гістарычны нарыс і спісы. Мінск. 2002. С. 73./ 4 августа 1866 г. Альбин-Якуб прибыл в назначенное ему место наказания - Усть-Кутский солеваренный завод в Киренском округе Иркутской губернии.
    В 1869 г. Кон по амнистии, как прусский подданный, получает освобождение и возможность возвратиться на родину. В 1870 г. Альбин Кон возвратился в Позен (Познань), где находилась его семья, жена и трое детей.
    В Познани начал писать научные работы посвященных Сибири. В 1871 г. он опубликовал под своим именем в издании Sobótka свои Listy ze Syberyi. // Sobótka. R. III. Poznań. 1871. Nr. 29. S. 342-344; Nr. 30. S. 357-359. Nr. 31. S. 367-369. Nr. 32. S. 379-381. Nr. 33. S. 394-396. Nr. 34. S. 404-408; а так же Dwa wspomnienia ze Syberii. // Sobótka. R. III. Poznań. 1871. Nr. 1871 Nr. 45. S. 535-537. Nr. 46. S. 549-551. Nr. 47. S. 561-563. Поэтому ему вроде бы незачем было скрывать своё имя, хотя возможно, что заметка была прислана еще из Сибири.
    Умер Альбин-Якуб Кон 2 декабря 1880 г. в Позене (Познани), в госпитале сестер милосердия в результате гангренозного заболевания, вызванного возобновлением полученных еще в Сибири тяжелых обморожений ног. Похороны ветерана польского освободительного движения, происходившие 5 декабря 1880 г., стихийно превратились в национально-патриотическую манифестацию.
                                             Dziennik Poznański. Poznań. 4 grudnia 1880. S. 4.

     Литература:
    Armon W.  Polscy badacze kultury Jakutów. // Monografie z Dziejów Nauki i Techniki. T. CXII. Wrocław-Warszawa-Kraków-Gdańsk. 1977. S. 33-35, 53, 173.
    Шостакович Б. С. Евреи – участники польского национально-освободительного движения начала 1860-х гг. в сибирской ссылке. Три биографических портрета // Сибирский еврейский сборник. Вып. 1. Иркутск. 1992. С. 30-46.
    Армон В.  Польские исследователи культуры якутов. Перевод с польского К. С. Ефремова. Москва. 2001. С. 32-34, 52.
    Хурсік В.  Трагедыя белай гвардыі. Беларускія дваране ў паўстанні 1863-1864 г. г. Гістарычны нарыс і спісы. Мінск. 2002. С. 97.
    Капялюш Я.  Бытоописатель народов Сибири Альбин Якуб Кон Койданава. 2014. 51 с.
    Эрытрэя Каляда,
    Койданава.